Нити судьбы: об обрядах рода, беременности и выдачи замуж

Советы путешественникам в Индию
24.02.2019
«От истоков в будущее»: якутские активистки устроили фотосессию в национальных нарядах
25.02.2019

Шапка дьабака с чупчуром и вшитыми лентами с подвесками. Неизвестный автор. Из коллекции Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.

Давайте продолжим наш разговор о судьбе. Из литературы и устной традиции мы знаем о  о неких нитях судьбы, которыми мы связаны со светлыми божествами. Эта сакральная связь поэтично описана в характеристике народа саха: «аргаһыттан тэһииннээх, көхсүттэн көнтөстөөх» / «с уздечкой за плечами, с поводьями за спиной». Что это за связь и может ли она прерваться?

Прежде всего обратимся к мифологическому происхождению народа саха. Согласно одному из мифов, якуты являются детьми небесной белой кобылицы, душами, дарованными божеством конного скота Уордаах Дьөһөгөй / Грозный Джесегей. Поэтому неудивительно, что в описании народа используются понятия, связанные с коневодством. Поводья являются символами связи людей Срединного мира и божеств Верхнего мира. Каждого человека держат за поводья божества и судьба человека написана в небесных архивах (об этом мы писали в прошлый раз). 

Другой отголосок мотива поводьев встречается в свадебной обрядности. Для этого нам нужно вспомнить про шапку дьабака: сзади на шапку прикрепляют две ленточки, украшенные вышивкой и металлическими подвесками. Этнографические и фольклорные данные говорят о том, что эти ленты являются символами девичьей свободы и означают то, что ее судьбой управляют божества. В процессе свадебного обряда эти ленточки срезают (или отпарывают), то есть, срезают ее «поводья». Это являлось символом того, что отныне ее судьба зависит не от божеств, а от ее супруга. Современные женщины могут воспринять это с обидой, но это были времена патриархального общества. Женщина, выходя замуж, полностью становилась частью рода своего мужа и практически умирала для своего.

Женщины в старинных богатых костюмах (вид сзади). Из коллекции Кунсткамеры.

Обратимся теперь к родильному обряду. Это был один из сложных обрядов, имеющих несколько этапов. К сожалению, сегодня родильный обряд забыт и практически не воспроизводится. Главной фигурой в родильном обряде выступала богиня плодородия Айыыһыт. Считалось, что она появляется в виде молочно-белой кобылицы и от ее снисхождения зависело наличие потомства у семьи. «Айыыhыта хадьарыйбыт» (отвернулась богиня Айыысыт) – говорили о бесплодной женщине, или если дети не выживали. Считалось, что богиня может разгневаться на женщину, если она нарушила ряд запретов и строго регламентированные правила поведения. Например, если разгневала духа огня, бросая своя волосы в огонь или нарушила запреты для беременной женщины и т.д. Вообще, бездетность больше считалась женской проблемой и в этом редко обвиняли мужа. Но могло быть и так, что мужчина оскорбил божеств и в силу этого божества не даруют ему детей. Тогда пара обращалась к шаману и проводился обряд вызывания половой страсти «дьалын ылыы» или «имэң иңэрии», либо обряд ниспрошения души ребенка «ого кутун таттарыы». Во время проведения обряда шаман мог обратиться с просьбой к разным божествам, в том числе и к божеству Уордаах Дьөһөгөй. Считалось, что дети, дарованные этим божеством были мужского пола, имели крепкий характер, были храбрыми и отважными. Нередко они могли стать богатыми коневодами, так как Джесегей был божеством богатства.

Түһүлгэ обряда «дьалын ылыы». Сунтарский улус. Из страницы @pk_kyyha

В семьях, где часто умирали дети, у мальчика на затылке оставляли длинный пучок волос – считалось, что за этот пучок его держала богиня Иэйэхсит. Эти волосы были равнозначны «поводьям за спиной». Как и в случае с лентами, это было символом покровительства божеств над людьми из племени айыы и неким гарантом целостности их жизни.

Представление о нитях судьбы проявляются в понятии «быа» – цепь неотвратимых событий, приводящая к трагическим событиям. Так, есть довольно суровое представление об этом: «быан кэллэгинэ чалбахха да чачайыан» / «если такова судьба, то и в луже захлебнешься».

Таким образом, связь якутов и светлых божеств Айыы была не просо красивым эпитетом, а вполне осязаемым для наших предков явлением. Представление о судьбе и роке сосуществовали с верой в то, что в судьбу можно внести коррективы. Фатализм и оптимизм невероятным образом уживались в сознании древних якутов. Способность бороться с невзгодами, вера в возможность изменения жизни к лучшему помогли нашим предкам освоить столь обширные территории Якутии, приспособиться к разным видам хозяйства и стать настоящим феноменом выживания и процветания в суровом климате.

Автор: Александра Прокопьева – этнограф, старший преподаватель СВФУ им. М.К. Аммосова @pk_kyyha

Источник: kerekuo.ru

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Якутские украшения: серьги

Магические волосы якутских женщин: украшения для волос

Танха -2: Людские судьбы в небесных письменах божеств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *