Размышления об онлайн-обучении в Якутии

Фотограф Надежда Титова: Изучая другие культуры – изучаешь себя
30.07.2020
Управление качеством или как качество влияет на нашу жизнь?
01.08.2020

Хорошо ли для якутских учащихся образование онлайн – вопрос открытый. И насущный.

Короткое якутское лето – 67% downloaded. Грядет новый учебный год, и август вместо последних приготовлений к школе озадачивает родителей. Кругом домыслы и факты, и первые не отличить от вторых. Слухами земля полнится. Говорят, что можно форму даже не покупать школьную; все, кроме 9 и 11 классов, будут учиться онлайн. Еще говорят, что СВФУ будет учить только онлайн, кроме пар, которые требуют доступа к университетскому спецоборудованию. Говорят, что линеек точно не будет. Говорят, что, наверное, классы сделают по 15 человек, чтобы social distance соблюдать в аудитории. Говорят, что перемены сделают закрытыми. Дети будут оставаться в своем кабинете, чтобы не контактировать с другими классами в коридоре. Разное говорят. Время покажет.

Давайте подискутируем о положительных и отрицательных сторонах дистанционного образования якутского школьника. Сейчас на тему онлайн-обучения выпущено много статей, в том числе, научных, но хотелось бы затронуть именно республиканскую специфику.

Порассуждаем в формате «с одной стороны  – с другой стороны».

Во-первых, образование онйлан – это чудесная возможность для ребенка, растущего в суровых условиях Якутии. Я помню топик по-французскому, где была такая фраза: «В Якутии один месяц лета, один – весны, один – осени, а все остальные – зима». Зима, конечно, существенный фактор. Холодно, темно, производительность падает. Вставать на учебу тяжко. Родителям растолкать ребенка еще тяжелее. Идешь на занятия – все еще тьма, идешь с занятий – уже тьма. Закат в половину третьего пополудни. С утра одеться – целое дело. А одеть сопротивляющегося ребенка –  тяжелая задача с двумя неизвестными, контейнированием, мотивацией и подкупом. По пути учащиеся могут попасть в дурацкую историю в автобусе, отморозить щеку, курить за гаражами, стать жертвой буллинга, потерять деньги или ключи от дома, самому потеряться из-за тумана, испугаться собак (и хоть бы без последствий) –  да мало ли что может приключиться в Якутии зимой.  Прибавьте к этому лютые лужи по весне и осени. Везде бадаран, носи уу саппыккы. Любые местные новостные сайты откроешь, и волосы шевелятся. 

Казалось бы, переход на обучение онлайн для якутского ребенка должен быть позитивным моментом. Можно встать попозже, можно больше не бояться тьмы и опасностей, в ней таящихся, обувь не страдает опять же, но тогда возникает закономерный вопрос. Где и как компенсировать гиподинамию и социальную изоляцию? Школа, ссуз, вуз – это же не только и не столько учеба. Пообщаться, подвигаться, просто после уроков и перед ними потупить, куда-то зайти, радостно прогулять,, какие-то приключения пережить и простые маленькие радости жизни оффлайн. Согласна, кто-то любит дома посидеть. А кто-то – нет. И что делать с этим – пока непонятно. Как преподавательница, могу сказать, что  даже моя изрядная часть ресурса в виде общения с живой аудиторией исчезла из жизни с переходом на чистый онлайн. Осталось преподавание без всяких шуток-прибауток.

Во-вторых, обучение через Интернет-платформы хорошо только там, где связь стабильная и качественная. И обеспечение электроэнергией бесперебойное. Не будем кривить душой: не вся республика Саха равномерно технически и технологически развита. И разница между периферией и центрами все еще заметна. Стало быть, дети из районов, где свет и интернет нестабильны или вовсе не тянут, автоматически выключены из более конкурентоспособного образования. Но и на этот аргумент возразят, что не всем детям Севера нужны ОГЭ и ЕГЭ. Что у кого-то должен быть путь по зову предков, а не по стопам глобализации. Но если вам интересно мое мнение, то у человека должен быть выбор, а не безысходность. Чтобы доступно одинаково было движение в сторону традционной жизни и в сторону МГИМО.

В-третьих, онлайн-обучение должно в теории открыть новые горизонты. Так ведь можно хоть иностранных преподавателей приглашать – углубленно языки изучать. Можно на открытые занятия по физре,к примеру, Алену Лисицу позвать. Можно светило астрономии послушать. Все можно, границы стерлись. Только много других проблем.  Нет стандарта единого в образовании онлайн. Дикая нехватка персонала. Я репетиторством через сеть промышляю с 2015. И у меня, помимо детей из Якутска, несколько учеников было из города Мирный. Даже государственные стандарты особо не помогают при нехватке кадров. Мы одно время готовились к ВПР (всероссийской проверочной по инглишу) до посинения. А за пару недель до часа Х дети мне сказали, что у них ВПР не будет по англ.яз., поскольку проверять и принимать работу некому в городе. Страшная нехватка кадров не в отдельно взятой школе, а  в городе. 

И лично мое наблюдение: невозможно учить онлайн качественно и вдумчиво более 10 немотивированных детей одновременно. Я больше всего люблю, когда одна преподавательница и одна ученица или один ученик. И не из-под палки, а по своему почину пришли заниматься. У меня полные карманы рассказов, когда надо было учить поток из 70 человек, а им неинтересно или связь пропадает. Или как учащиеся могут саботировать учебные процессы. Или как задергали родителей «подключи, отключи, вылетело, непонятно, сфоткай, отправь». Но это совсем другая история. Об этом мы поговорим в следующий раз.
А вам нравится онлайн образование?

Текст: Нарина Ринго @narina_ringo

Источник: kerekuo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *