Танха -2: Людские судьбы в небесных письменах божеств

Айталина Вишнякова: мечтать, пить кофе, любить свою работу и кофе
07.01.2019
Бедный перуанский мальчик станет министром, чтобы помочь нуждающимся
07.01.2019

С 7 января в России начинается период святочных гаданий, а для Якутии – период танха. Считается, что именно в это время границы между мирами становятся тоньше и человек может узнать о грядущих событиях с помощью гаданий. Для справедливости стоит отметить, что в старину якуты гадали не только зимой, и в целом, зимние гадания – это перенятые из русской культуры святочные гадания. В прошлый раз мы узнали об основных способах гадания, но возникает вопрос – откуда же берется вся эта информация о нашем будущем? Как представляли наши предки эту своеобразную «базу данных» наших судеб?

Начнем с того, что якутский пантеон божеств имеет очень древние корни. Настолько древние, что названия божеств и их функции забылись уже в XIX веке. Ключевыми фигурами в определении судьбы человека считались Дьылга Хаан Тойон и Таңха Хаан Тойон – божества рока и судьбы. Четкой границы между этими божествами нет, и их имена часто употребляли вместе и даже как определение друг друга: Дьылгаһыт Таңха Хаан, Таңхаһыт Дьылга Хаан. Видимо представления об этих божествах возникли настолько давно, что постепенно их первоначальные функции забылись и мифологические фигуры слились в единый образ. В олонхо упоминаются Чыңыс Хаан и Одун Хаан (Чыңыс Хаан ыйаага, Одун Хаан оңоһуута), но их положение еще более туманно и спорно. Даже есть мнение, что фигура божества Чыңыс Хаан в якутском пантеоне перенята у монгольской культуры, при чем это не связано с великим полководцем, а произошло гораздо раньше этих событий и связан с архаичным женским божеством. Возможно с этим связано то, что имя жены Дьылга Хаан Тойон созвучно и именем божества Чыныс Хаан – Чынгыс Биис Хотун. Вероятно, это и есть отголосок ранней истории общих предков якутов и монголов.

А теперь попробуем разобраться кто и как ведает нашими судьбами. В мифологии якутов Дьылга Хаан Тойон со своей супругой Чынгыс Биис Хотун жили на северо-западном небе, испещренном письменами и узорами. В олонхо описывается восьмиконечный четырехгранный прозрачно-каменный столб, на гранях которого записываются имена богатырей. Судьбы всех людей были записаны кровью в огромную книгу, и оттуда Дьылга Хаан диктовал своим сыновьям судьбы всех трех миров, а сыновья записывали эти тексты в свои книги. По другим данным судьбы новорожденных пишут дети-духи растительности (от-мас оголоро). Судьбы записывались ими на белой или черной грамоте, и от этого зависела жизнь человека. Если запись делалась на белой грамоте, то его ждала счастливая судьба и долгая жизнь, а если на черной – то короткая и несчастная жизнь.

В олонхо упомянутый выше Чыңыс Хаан выступает как высший судья, решающий участь персонажей эпоса. Однако, его власть ограничена: его решения всегда зависят от «книги судеб», в которой судьба каждого уже записана. Таким образом, судьба каждого уже решена и она является неотвратимой. Но якуты не были ярыми фаталистами, безвольно отдавшими свою жизнь во власть течения жизни. Якуты всегда были известны своей находчивостью и ловкостью и без стойкой борьбы за жизнь не смогли бы заселить столь обширные территории с суровым климатом. Так как же соотносятся предопределенность судьбы с жаждой жизни? Ответ на этот вопрос может подсказать якутская пословица «тыала суохха мас хамсаабат» (без ветра дерево не качается). То есть, судьба воспринималась не просто как данность свыше, а как сеть причинно-следственных связей. Божества, обладая огромным объемом информации и видя все возможные сценарии развития жизни человека, предвидели его вероятный исход. Соответственно, человек мог внести коррективы в свою судьбу, она не воспринималась как абсолютная константа. Из устной традиции известно, что человек до последнего не сдавался и смирялся со своей участью только перед лицом неотвратимой смерти. Уйти со смирением, приняв свою судьбу было важно, так как это обеспечивало дорогу в мир предков. Иначе душа человека могла остаться в мире живых, превратившись в үөр, и обрекала себя на вечные скитания. Все это говорит о силе духа наших предков и жажде жизни.

 Иллюстрации:

  1. Рисунок «Якутская колдунья» из альбома «Народы России: Живописный альбом». СПб, середина XIX в.
  2. Якутский шаман призывает духов для излечения больного; Гравировал англичанин Сандерс (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
  3. Олонхосут со слушателями. Конец 19- начало 20 века. Фото И.В.Попова.

Автор: Александра Прокопьева – этнограф, старший преподаватель СВФУ им. М.К. Аммосова @pk_kyyha

Источник: kerekuo.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *