Звенящая серебром. О нагрудно-наспинных украшениях.

Пять способов почувствовать себя счастливее!
04.12.2018
Материнское счастье – в детях?
05.12.2018

Всем нам знаком образ женщины из якутских сказок и олонхо: степенно ступающая, серебром звенящая, теплом и светом озаряющая. Женщина была воплощением всей красоты и богатства Среднего мира, плодородия и процветания. Главное предназначение женщины – стать началом целого рода. Потому, ее необходимо было защищать и оберегать.

Девочку, своего серебряного птенчика, прятали от посторонних глаз. Вплоть до замужества она жила в своей особой комнате «хаппахчы». В олонхо встречается сюжет, когда девушку прячут за тремя стенами, каждую из которой защищают лучшие воины.

Во время свадебного переезда в дом мужа, невеста постоянно прятала свое лицо за нарядным лицевым покрывалом. У богатой невесты покрывало шили из меха лисицы, рыси, соболя и других мехов, у невесты из семьи попроще – из шкуры жеребенка. Для богатых семей существовал строгий обычай «кийииттии», в который входило непреложное правило прятать лицо молодой жены от свекра и от всех родственников мужа мужского пола.

Основную магическую защитную функцию выполняли серебряные украшения женщины, в частности нагрудно-наспинные украшения. В отличии от всех остальных, тот вид украшений был предназначен для женщины, которая пребывала в фертильном возрасте.

Нагрудное украшение «илин кэбиhэр» бывает двух типов. Первый тип более древний и корнями уходит в архаическую эпоху якутской культуры. Основанием этого типа является начельник – повязка на голову из ткани, расшитая мелкими металлическими бляшками. С задней части начельника спускались металлические цепи и сходились на груди, где присоединялись к металлическому диску. От нижней части диска спускались подвески с бубенцами или колокольчиками.

Второй тип нагрудного украшения – знакомый нам «илин кэбиhэр», основой которого служит шейная гривна. Нагрудные подвески гривны могли состоять из одной центральной части, так и иметь дополнительные боковые подвески.

Полным считался комплект, состоящий из нагрудных и наспинных подвесок. К загнутым концам гривны прикреплялись подвески в виде длинных цепей из пластинок. Между ними могли прикрепить еще одну центральную подвеску.

Как правило, все части нагрудно-наспинного украшения выполнялись в едином стиле и составляли законченную композицию. Можно представить, как благородный звон серебра  оповещал окружающих о приближении женщины. Все это доставляло эстетическое наслаждение и несло магическую защитную функцию.


Главная магия нагрудно-наспинного украшения была в том, что оно закрывало женские груди и спину. Нагрудные украшения многих народов призваны защищать именно груди – символы плодородия. Своим сиянием серебро отражало злые помыслы и намерения и тем самым обеспечивало безопасность хозяйки. 

Основные орнаментальные мотивы, которые наносили на нагрудное украшение – растительные. Основной идеей растительных мотивов в орнаментации является рост и развитие, расцветание и плодородие. Это пожелание стать началом нового рода, который будет распространяться  столь же широко, как и многочисленные побеги у растения. Изображали завязи и не раскрывшиеся бутоны, так как в развитии не может быть последней точки. А мотивы уже цветущих растений изображали на украшениях женщин в расцвете своих лет, как символ цветущего возраста женщины.

Точки, круги и кресты являются символами солнца. Эти знаки защищали хозяйку украшения и подчеркивали почитание солнца как источника жизни.

Комплект женских украшений передавали из поколения в поколение. Это было символом связи между разными поколениями представительниц рода, памятью о предках и родине. В почерке мастера, который сделал украшение, читалась любовь к своей родине, сила родственных связей и благожелательная сила. Эта магия украшений чувствуется и сегодня. Ведь когда мы смотрим на украшения наших мам и бабушек, мы чувствуем их любовь и теплоту. Кто, если не наши матери и бабушки, были настоящими женщинами из олонхо: серебром звенящие, теплом и светом озаряющие.

Фотографии:

Илин кэбиьэр. 1900-е годы. Мастер Уус Ылдьаана – Ульяна Платонова. Чурапчинский музей.
Илин кэбиьэр. Неизвестный мастер. Конец 19 – начало 20 вв. Якутский музей. 
Илин кэбиьэр. Фрагмент. Неизвестный мастер. Конец 19 – начало 20 вв. Якутский музей.
Кэлин кэбиьэр. Фрагмент. Неизвестный мастер. Конец 19 – начало 20 вв. Якутский музей.
Богатые якуты. Ботурусский улус. Фото В. Йохельсона. Американский музей естественной истории.
Девушка в нарядном убранстве. Ботурусский улус. Фото В. Йохельсона. Американский музей естественной истории.

Автор: Александра Прокопьева – этнограф, старший преподаватель СВФУ им. М.К. Аммосова @pk_kyyha

Источник: kerekuo.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *